Юзабилити

Довольно новое слово для нас, россиян, «юзабилити» на Западе уже празднует 10-й год своего рождения. Само слово "юзабилити" переводится с английского как «возможность использования». Сегодня это не наука, а пока что общие принципы создания бизнеса, продукта, сайта – словом, всего, чем люди пользуются. Главная идея возможности использования – сделать продукт простым и понятным для пользователя, чтобы он получал удовольствие от простоты эксплуатации.

Конечно, принципы юзабилити были известны давно. Например, компания Apple, Sony и другие в течение десятков лет стараются делать свои продукты простыми в использовании. Однако в начале нового тысячелетия принципы юзабилити стали развиваться с пугающей быстротой. Ведь в  век информационных технологий пользователь из многообразия информации выбирает ту, которая проще и доступнее.

Разберем конкретные принципы юзабилити, руководствуясь которыми можно легко и просто повысить эффективность Вашего бизнеса, продукта или сайта.

Принцип трех кликов

Этот принцип гласит, что пользователь должен получить желаемый результат в три телодвижения: три клика, три действия. Если у Вас есть сайт, то любая страница должна быть доступна пользователю в три щелчка мыши. Вы ведь не знаете, какую страницу пользователь желает сейчас просмотреть! Если Вы – программист или создаете своё программное обеспечение, то программа должна запуститься в три клика: то есть пользователь должен начать с ней работать. 

Если мы говорим об интернет-магазине, то клиент должен смочь приобрести нужный ему товар в три клика, равно, как и найти его в интернет-магазине.

Иными словами интерфейс продукта должен быть не только простым и дружественным, но и интуитивно понятным.

Принцип Парето

Речь идет об идее Вильфредо Парето. Она заключается в том, что 20 % вашего труда порождают 80 % желаемого результата. То есть чем бы Вы не занимались 80 % эффекта идут от 20 % Вашей деятельности. Вы можете работать и больше, но надо помнить, что 80 % труда – бесполезны. Этот принцип работает в любых сферах. Например, Ваш сайт имеет лишь 20 % постоянных пользователей, которые составляют основу Вашего портала. И именно эти люди чаще всего комментируют Ваши статьи, кликают по кнопкам социальных сетей. Только 20 % клиентов, которые приходят в Ваш интернет-магазин покупают Ваши товары и т.д.

Принцип семи элементов.

Давно известно, что люди могут запомнить за раз лишь семь элементов информации: семь слов, семь понятий или предложений. А значит, они могут воспринять лишь около семи пунктов  меню на сайте, например.Остальные пункты выйдут из их поля зрения. Если Вы разрабатываете программное обеспечение, то не надо делать больше 7 - 9 информационных блоков. Больше пользователь просто не сможет воспринять.

Принцип перевернутой пирамиды

Это принцип означает, что при подаче информации начинать следует с самой главной мысли. Это объясняется тем, что у людей сегодня нет времени выслушивать длинные и нудные вступления. Так, если пользователь находит на Вашем сайте на интересующую его статью, и видит, что на ней много текста, а в первых строках нет ничего существенного, он , скорее всего, закроет Ваш сайт и поищет другой информационный ресурс. Что характерно – скорее всего, найдет – Вашего конкурента, который сказал всё самое главное в начале.

После главной мысли в начале текста рекомендуется расширить текст за счет нескольких уточнений, или смысловых звеньев. Их может быть, например, не больше семи. И в конце можно поделиться ещё чем-нибудь.

Так вы будете держать внимание пользователей на своей теме дольше конкурентов, мысли которых долго растекаются по древу и в них много "воды".

Принцип логичности

Ваш контент должен быть логично выстроен. Один информационный блок должен логично вытекать из другого. Проблема современных ресурсов в том, что их администраторы перегружают ресурс лишней информацией, рекламой, которая просто игнорируется пользователями.

Принцип форматности

Этот принцип юзабилити означает, что формат подачи информации на Вашем ресурсе должен быть однотипным. Избегайте разного дизайна страниц, чтобы не вносить хаос и не усложнять жизнь пользователю. При этом надо помнить, что люди привязываются привычкой к старому формату. И им не нравится, что меняется, к примеру, дизайн сайта. Тем не менее, надо помнить, что нельзя постоянно идти на поводу этой привычки пользователей. Ведь бывает так, что изменения необходимы, изменения, которые упростят навигацию на Вашем ресурсе. При этом, если меняется дизайн, то он должен меняться на всех страницах ресурса.

Принцип секунды

Данный принцип юзабилити означает, что у пользователя или клиента нет времени ждать, пока загрузится нужный ему контент. Если он загружается более 1-2 секунд, пользователь просто закроет страницу и ищет более быстрый ресурс. Сегодня в век информационной конкуренции он, конечно, его найдет. Поэтому если, к примеру, у Вас есть сайт, который медленно загружается, постарайтесь «облегчить» его: уменьшите «вес» картинок, уберите «тяжелые» файлы, уменьшите количество плагинов. Всё это приводит к медленной загрузке контента на ресурсе.

Принцип недосказанности

Ученые установили, что люди склонны запоминать ту информацию, которая недосказана им. Именно поэтому современная реклама акцентирует внимание на резком прекращении рекламного ролика или голосового сообщения. Такая недосказанность раскачивает любопытство пользователя. И он, как правило, стремится найти недостающий информационный фрагмент. Используйте этот принцип. Например, разбейте одну большую статью на сайте (или видеоролик) на несколько частей, оставляя недосказанность в каждом из них. И юзабилити Вашего ресурса возрастет в несколько раз!

Синдром утенка

Это принцип означает, что человек, как и маленький утенок, помнит первое впечатление от восприятия чего-либо. И впоследствии это восприятие практически невозможно изменить. Если человек узнал об интересующей его теме от Вас и ему Ваш ресурс понравился, он всегда будет на него ориентироваться. Другие люди из Вашей ниши (конкуренты) будут казаться ему странными, и вообще он будет их сторониться. Используйте это: улучшайте контент на сайте, улучшайте возможности программы, чтобы новые пользователи оставались с Вами!

Принцип Гештальта

Принцип Гештальта применительно к юзабилити означает, что человек после ознакомления с нужной ему информацией или программой должен испытать полноту восприятия нового. У него должно сложиться впечатление, что он представил, как всё устроено в этой теме. Или как это выглядит. Чем полнее у него будет представление об искомом объекте, тем больше пользователь привяжется к Вашему ресурсу.

Принцип зеркала

Если Вы создаете некий продукт: статью, видео или сайт, имейте в виду, что чем больше Вы апеллируете к личному опыту человека, тем понятнее ему Ваша новая информация. Чтобы использовать этот принцип надо знать интересы Вашей аудитории. К примеру, Вы обнаружили, что Ваша аудитория любит играть в шахматы. Попробуйте связать Ваш новый материал с правилами этой игры, или с какими-нибудь типичными или, наоборот, не типичными ситуациями в этой игре.

Вот, пожалуй, основные принципы юзабилити. Как видите, может создаться впечатление, что это целая наука. Между тем, попробовав на практике несколько принципов, вы поймете, что юзабилити – это просто этика взаимодействия между создателем информации и конечным ее потребителем.